Здравствуй, барабанщик!!!
Ведь если ты зашел в этот раздел, то ты опытный, начинающий или идущий от одного до другого, барабанщик. Здесь я буду писать обо всем, там или иначе, имеющем отношение к ударным инструментам. Также я буду отвечать на возможные вопросы об инструментах, различных аксессуарах и их использовании, консультировать в выборе той или иной вещи.
Ну что же, приступим!
Статья 1. Барабанные палочки
Я начинаю цикл статей с обзора барабанных палочек потому, что палочки – самый индивидуальный аксессуар барабанщика.
Одним нужны тонкие, другим – толстые, третьим – полированные, четвёртым – шершавые, неполированные, пятым – необходимы пластиковые головки, а шестым – нет. И это не предел различий в требованиях к палочкам.
Барабанные палочки бывают:
В данной статье мы рассмотрим обычные деревянные палочки, так как ими пользуется 95% барабанщиков мира (как именитых, так и не очень), да и цена от 3 до 15 у.е. более реальна для вашего кошелька.
Для нас в выборе палочек имеют значение такие параметры как:
Делают барабанные палочки из:
Итак, приступаем:
Дуб: плотная структура дерева, ощутимый вес и отдача.
Орех: плотная почти как у дуба, структура, средний вес и хорошее поглощение отдачи.
Клён: мягкая структура, достаточно лёгкие и послушные палочки с великолепным поглощением отдачи.
Граб: средняя по плотности структура, вес колеблется от очень лёгких до среднетяжёлых, хорошее поглощение отдачи (среднее между орехом и клёном).
Такие известные мировые брэнды как Vic Firth, Pro Mark, Vater, Regal Tip, Stunner, Pro Orca, NOVA и ещё десяток делают барабанные палочки лишь из ореха, клёна и дуба.
Из граба же барабанные палочки делают малоизвестные в мире белорусские брэнды Leonty и GRIG.
Иностранцы стоят от 7 до 15 у.е., а «земляки» от 3 до 5 у.е. за пару, соответственно.
Из личного опыта и отзывов коллег по барабанному цеху можно сказать, что возможные неровности палочек чаще встречаются у таких производителей, как Pro Mark, Leonty, NOVA, Stunner, GRIG. Это вовсе не значит что у Vater или Vic Firth нет брака, но он явно меньше чем у вышеперечисленных компаний. Не советую с ходу отбрасывать мысль о приобретении палочек этих фирм, просто тщательнее выбирайте себе палочки из нескольких идентичных пар (совет по выбору ровных палочек вы найдёте далее).
Система классификации у всех производителей практически одна и та же (у Pro Mark чуть более сложная, заключённая в цифровых обозначениях моделей), возможны различия в размерах до 0,07 мм. У большинства фирм размеры указаны в дюймах (1”=2,54 см.).
Советую посмотреть продукцию этих фирм на сайтах:
Конечно же, есть люди, которых не совсем устраивает стандартные модели, предлагаемые производителями. В этом случае артист обращается с просьбой сделать барабанные палочки с учётом его индивидуальных требований и стиля игры. Так у всех фирм появляются и пополняются линии именных палочек, выпускаемые в свободную продажу, что существенно расширяет возможность выбора палочек подходящих именно вам. Кстати фирма Leonty предлагает сделать палочки по вашему индивидуальному заказу, не дожидаясь выпуска первого диска, так что вперёд (минимальный заказ – 30 пар).
При выборе головок на палочках советую больше отталкиваться от размера и формы, чем от материала изготовления (дерево или пластик). Палочка может отслужить свой срок раньше (обкрошиться об тарелки, сломаться об обод), чем успеет обтрепаться деревянная головка; да и 100% гарантию, что пластиковая не слетит, подтверждает лишь продукция VATER и Vic Firth. Форма и размер головки способны изменить звук скорее, чем материал, из которого она изготовлена, так что пробуйте все палочки, которые у вас получается, и решайте что вам ближе.
Очень многие барабанщики не любят полированные палочки, так как они могут выскальзывать из рук при игре (могут вспотеть руки при махе или в силу физиологических особенностей). В данном случае советую обратить внимание на барабанные палочки Pro Mark, Pro Orca, Stunner, GRIG, Leonty (некоторые модели). У них сохранена естественная шершавость фактуры дерева, что способствует лучшей сцепке между рукой и палочкой, а также поглощению излишней влаги. Если же вас не устраивает модельный ряд вышеперечисленных производителей, но вы не жаждете выскальзывания из рук хорошо отполированных Vic Firth, Vater, Regal Tip или NOVA, то советую взять барабанную палочку обратным концом и обстучать об обод барабана. Это позволит вам ощущать ту же полированную поверхность и, при этом, предотвратит возможное выскальзывание.
Очень не советую использовать какую-либо обмотку ни на «рукоятке» палочки, ни на «бедре» (точка удара о тарелку). Во-первых, вы изменяете естественный баланс палочки, что отражается на «послушности» палочки и ощущениях при игре. Во-вторых, обмотка на «бедре» приглушает звук (особенно тарелок) и не даёт скорой реакции. В-третьих, вы попросту разрубаете о тарелку эту самую обмотку (что не позволяет ей служить также долго как и палочка, а следовательно есть ли смысл в её использовании), пачкая клейстерной основой этой обмотки свои тарелки.
Как проверить палочки на ровность? Советую, если есть стол то «прокатите» палочку по нему. Если после толчка она свободно, без дребезжаний поедет, то она достаточно ровная. Если же палочка замедляет ход или «шумит», то она точно не ровная.
Ни в коем случае не проверяйте на стекле (витрина). Вследствие изготовления, выплавки, стекло никогда не бывает ровным. Если стола нет, советую проверить другим образом. Большинство производителей сортируют палочки по картонным держателям; так вот: возьмите пару палочек, плотно сожмите одной рукой этот держатель, прижмите одной стороной палочек пару палочек к животу; второй рукой прокручивайте на 360° сначала одну, а потом другую палочки. Внимательно вглядывайтесь в зазор между ними. Если где-то есть основательные неровности, то по увеличению зазоров вы это сразу заметите.
В этом случае если барабанные палочки, которые вы хотите проверить, не комплектуются картонным держателем, то просто плотно сожмите их ладонью и действуйте далее по инструкции.
Оба метода действует безотказно и отлично дополняют друг друга. Дерзайте!!!
В следующих статьях я обязательно расскажу об остальных типах палочек (из композитных материалов, со стержнями и т.д.) и их отличиях от обычных.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ…
Волков Денис e-mail: nebo7squierdrums@rambler.ru Тел. +375-29-7114964
Здравствуй барабанщик!
На этот раз мы поговорим о том, как найти именно те тарелки, которые тебе нужны, и как их отыскать среди большого разнообразия моделей различных производителей.
Во-первых, задумайся, какие требования к звуку и ощущениям тарелки ты предъявляешь (чистая или грязная, тёмная или яркая, мощная или аккуратная должна быть). Каков музыкальный контекст, в котором ты собираешься её использовать (стиль, количество инструментов группы и их громкость). Аппликации, которые ты создаёшь (персональный стиль игры, основные темпы и ритмы, громкость, ощущения во время удара по тарелке).
Во-вторых, проштудируйте (со словарём) литературу о тарелках, посетите музыкальные форумы ( www.drumless.by.com, www.musicforums.ru, www.drumspeech.com) и сайты производителей тарелок:
На некоторых сайтах вы можете послушать звуки тарелок и скачать их. Прежде чем кидаться покупать тарелки той фирмы, которой пользуется ваш любимый барабанщик, посмотрите и послушайте товар других производителей. Например, большинство моих любимых барабанщиков пользуется или пользовались, в своё время, тарелками Zildjian. Мне же их звук абсолютно не подходит и выбор в сериях не устраивает. Одно время я играл на тарелках SABIAN (и продолжаю любить их звук), после я пользовался тарелками MEINL, теперь же я играю на на PAISTE, так как мне они, всё же, подходят больше других.
На тех сайтах есть множество сносок на комплекты тарелок, которыми пользуются разные барабанщики; так вот, попробуёте послушать одни и те же тарелки у разных людей и в разных музыкальных контекстах, а вдруг окажется, что вам нужно совершенно не то, на что вы уже собрались потратиться.
Ну что же, переходим к тем критериям, которые помогут вам найти нужный звук. Наибольшее внимание при выборе советую обращать на размер и толщину.
Эти характеристики являются базовыми, так как определяют звук тарелки в целом: высота звучания и сустейн (длительность звучания).
Как это взаимосвязано: одна и та же модель меньшего размера будет звучать выше и короче, чем тарелка большего размера.
В свою очередь тонкая и толстая тарелки одного размера звучат так: тонкая – ниже и короче, а толстая – выше и дольше. Также, тонкие тарелки звучат тише, чем толстые.
Тарелка может звучать очень ярко или очень темно, что зависит от преобладания низких или высоких частот в её звуке. Низкие – темно, высокие – ярко. В любой тарелке есть и те другие, но в разных пропорциях, что зависит от материала изготовления (сплава), формы тарелки (чем ближе к плоскости, тем ниже, темнее и теплее, чем ближе к конусу, тем выше, ярче и острее) и методов обработки (ручные или машинные ковка и точение, полировка, обработка поверхности).
Соответственно выделяются диапазон частот тарелки (узкий или широкий). Чем шире диапазон, тем объёмнее звук, чем диапазон, тем компактнее и определённее звучит тарелка.
Широкий диапазон предполагает, что тарелка в большинстве аппликатур будет звучать адекватно. Узкий (или близкий к нему) диапазон тарелки предполагает, что она может не под все гармонии подходить, но с другой стороны такая тарелка не «потеряется» за мощными «драйвовыми» гитарами даже в очень тяжёлой музыке. Очень хорошо прослушивается диапазон, если тарелку маллетами или палочками «провести» от тишины до громкого «шшш». «Раскачав» таким образом тарелку, вы вначале услышите мерное гудение низких или средненизких частот, затем нарастание средних и, наконец, «всплеск» высокой середины и осыпание высоких частот.
Каждая тарелка обладает своим частотным миксом, от очень чистого (ясного) до очень комплексного (грязноватого).
Эти термины определяются преобладанием каких-либо частот в миксе тарелки или же их «равными частотными пропорциями. Основной «голос» тарелки определяется этим миксом. Относительное отсутствие средних частот и более-менее равное соотношение низких и верхних расценивается как чистый микс, так как средние частоты создают много обертонов «грязнят» микс. В то же время, изобилие всех частот и их комбинация определяются как комплексный микс (а в «тёмных» тарелках ещё и как «грязный»). Ни тот, ни другой варианты микса не являются единственно верными; они отлично слушаются в сочетании тарелок. Иногда необходимо очень чёткое и ясное звучание крэш тарелки, а иногда, просто никак не обойтись без «грязненького» крэш-райда. Всё зависит от того, что и как вы играете.
Анатомия тарелки и её влияние на звук.
«Чаша» (bell) – центр тарелки; форма и размер её определяют звучание тарелки. Большая и высокая «чашка» делает тарелку «выше» и громче. Маленькая и низкая (плосковатая), соответственно – тише и «темнее» (ниже). Обычно чаша производит высокий чистый тон с небольшими обертонами. Её используют для игры ритмических фигур (имеется в виду игра на «райд» (ride) тарелке).
«Край» (edge) – удар по краю реализует самый полный и громкий звук тарелки. Край является самой деликатной частью тарелки, так как в большинстве случаев (crash, splash, crash-ride,china) это наиболее играемая часть тарелки. Соответственно, не играйте лишнего и не усердствуйте без надобности, чтобы не помять, не погнуть или не разбить тарелку.
Чаще всего от чаши к краю тарелка постепенно утончается, так как тонкий край быстрее реагирует и больше вибрирует, что влияет и на большую громкость. Чаша обычно толще края, чтобы можно было использовать её в ритмической артикуляции, но есть и тарелки, у которых поверхность от чаши до края одинаково тонкая. Как правило, это модели с не очень громким, тёплым, густым, осыпающимся звуком и предполагают использование в таких стилях как jazz, country, pop, latin, reggae, drum’n’bass.
«Поверхность» (surface) тарелки производит наибольшее количество вибраций, а соответственно и звук тарелки. За счёт игры в разных точках поверхности и разными инструментами (палочки, щётки, маллеты) можно извлекать совершенно разные звуки.
Подводя итог уточним ещё раз все моменты, которые необходимо знать и от которых нужно отталкиваться при выборе тарелок:
Всем пока!
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ…
Волков Денис e-mail: nebo7squierdrums@rambler.ru Тел. +375-29-7114964