Что такое RAP
Субкультура хип-хопа была рождена на пыльных улицах больших городов, среди высотных домов, многочисленных заводов, рабочих кварталов и шумящих автотрасс.
Это стиль жизни тысячи молодых людей нового поколения:
- слушающих электро, рэп и другие прогрессивные музыкальные направления, носящих широкие штаны, балахон с капюшоном и шапку (не обязательно) в любое время года;
- танцующих би-бои (брейк-данс) на улице;
- рисующих граффити;
- увлекающихся экстремальным спортом, катающихся на агрессивных роликах, сноубордах и т.д.
Музыка рэп. В середине 70-х годов XX в., как способ самовыражения малообеспеченных рабочих слоев населения, на улицах «черных кварталов» Нью-Йорка впервые зазвучала новая музыка. Самой отличительной особенностью нового поколения музыки явился ломаный бит, создаваемый Dj’s (ди-джеями) с помощью вертушек и электронного оборудования, и наличие вокала, что тогда для винило-электронной музыки было редкостью. Вокал, как правило, был представлен такими людьми, как МС (эм-си). МС очень быстро изменились и внедрились во всю клубную среду, но их истоки остались неизменными. МС-люди, выросшие в городах. Своими монологами эти «певцы» рэпа могли высказывать свои проблемы всему обществу. Рэп появился изначально как танцевальная музыка и был очень хороню принят новым поколением молодых жителей сначала американских городов, а затем и всего мира. «Рэп» (букв, треп) - произносимые скороговоркой рифмованные фразы под аккомпанемент компьютерной ритм-музыки (98—109 ударов в минуту), смикшированные отрывки популярных мелодий, разговоров, уличного шума и прочего.
Когда мы говорим о хип-хопе в начале его развития, то подразумеваем рэп. Началом всего хип-хоп движения явился именно рэп, который и стал истоком той культуры, представителей которой мы видим на улице каждый день и частично сами ими являемся. Одной из культовых групп начала хип-хоп движения стал коллектив «Public Enemy», которому удалось поднять рэп музыку до небывалых вершин. Однако несмотря на все старания, которые прикладывали некоторые индивидуумы, хип-хоп музыка оставалась андэграундной до середины 80-х годов XXв. В конце 80-х годов хип-хоп музыка начала постепенно «выползать из подземелья» одновременно с появлением таких групп, как «Beastie Boys». Можно сказать, что именно такие группы и подняли хип-хоп на первые строчки хит-парадов. В начале 90-х годов рэп музыка начинает коммерциализироваться, что и повело за собой всю остальную хип-хоп культуру. Такие группы, как 2Рас, Wu Tang, Puff Daddy, Will Smith, Basta Rhymes, явились следующим поколением в рэпе. Тогда же это музыкальное направление разделилось еще на два стиля: первый — собственно рэп, второй — настоящий хип-хоп, который преимущественно являлся музыкой с ломаными битами, но без вокала, с часто используемыми инструментальными наигрышами. Разделился так же и стиль жизни на старую “old school” и новую “new school” школы, и, соответственно, тех, кто придерживался старой хип-хоп музыки (Africa Bambaata, James Brown) и новой (2Рас, Puff Daddy). Но постепенно эти различия пропали.
В России субкультура хип-хопа начиналась с нелегальных кассет, которые различными путями завозились тогда еще в СССР из стран зарубежья. В основном хип-хоп был недоступен рядовому слушателю. В 1997—1998 гг. хип-хоп культура набирает обороты. В Москве и Питере открылись многочисленные школы для би-боев (брэйк-танцоров), проходили многочисленные хип-хоп фестивали, и московская молодежь все больше и больше втягивалась в мир хип-хопа. Среди русских рэп-музыкантов особенно выделились несколько групп, таких как BadBallance, Легальныйбизнес, Деревожизни, BigBlack Boots, White Hot Ice, Master Spensor, Kasta и др.
Растаманы
Субкультура, возникшая на Ямайке и уходящая корнями в синкретические культы стран Карибского бассейна, на российской почве выглядит весьма экзотичным растением. Красножелто-зеленые (цвета флага Эфиопии) береты, волосы, заплетенные в косички (дрэды) — вот наиболее броские черты внешнего вида растаманов. Можно смело утверждать, что мало кто из молодых россиян, примеривших на себя подобный стиль, глубоко знаком с идеологией национально-религиозного движения афро-американского населения XX в., увидевшего в эфиопском императоре Хайле Силассие своего рода мессию, собирателя “пребывающих в рассеянии” выходцев из Африки.
В 1930 г. далекая Ямайка представляла гремучую смесь африканских сект с трудно выговариваемыми названиями. Высланный из США Маркус Мосайя Гарви активно проповедует идею о том, что Иисус Христос был черным, поэтому следует ждать пришествия из Африки великого царя — избавителя черной расы. 2 ноября 1930 г. принц (рас) Тафэри Мэконен (или рас Тафари — отсюда и название движения) короновался императором Эфиопии. Тысячи людей сочли пророчества сбывшимися. Так зародилось растафарианство. С самого первого дня своего существования оно было призвано помочь африканским нациям обрести потерянный рай и восстановить справедливость на земле.
Джа — главный Бог растафарианства. Растафари считают, что изначально Библия была написана на амхарском языке (язык Эфиопии) и только потом переведена на древнееврейский. В переведенном варианте Бог носит имя Яхве, в английском тексте — Джа.
Растафари считают, что все ценное для человечества зародилось в Африке, а европейцы, мало того, что поработили «отцов мировой культуры», так еще и фальсифицировали историю, приписав себе все достижения черной расы. Африка — это рай на земле, где живут растафари, согласно воле великого Джа. Вавилон, с их точки зрения — ад, губительный город, юдоль греха и смерти. Растафари объявляют Вавилону войну. С их точки зрения, можно: любить людей, курить траву, :) бездельничать, постигать смысл жизни, рассказывать другим о растафари, философствовать, играть на барабанах, бороться с Вавилоном, носить дреды и слушать регги; нельзя: есть свинину, моллюсков, соль, уксус, рыб без чешуи, коровье молоко, курить табак, пить ром и вино, носить вещи с чужого плеча, есть приготовленную другими людьми пищу, играть в азартные игры, касаться мертвых, проповедовать недостойным. Растафари любят праздники. Их жизнь можно смело назвать «праздник каждый день». Обычно они подрабатывают музыкой или любым другим творчеством, живут в квартирах своих знакомых.
Во внешнем облике, помимо маек с листом каннабиса, вязаных балахонов и шапок (самодельных) и расцвеченных под эфиопский флаг (красный, желтый, зеленый), у растафари имеются и другие знаки отличия. Например, расточки (ударение на первом слоге). Это несколько длинных волосков с вплетенными в них нитками, камушками, шариками или еще чем-нибудь и, конечно же, дреды — длинные локоны, скрученные в косицы. Цивилизованные граждане шарахались от таких причесок и окрестили их dread locks (ужасные локоны) или просто dreads.
Сейчас дреды делают все, у кого есть желание выделиться из толпы. Тем более, что найти дрейд-мейкеров сегодня можно во многих салонах-парикмахерских.
Возвращаясь к субкультуре растафарианства в России, следует отметить, что молодые растафари, будучи практически не знакомы с идеологией национально-религозного движения афро-американского населения, в большинстве своем являются поклонниками музыки «реггей».
Эта музыка, зародившись в 60-е годы на Ямайке, попала в Вест-Индию вместе с беглыми африканцами и оттуда уже распространилось на весь танцующий и поющий мир. Регги постепенно становится явлением поп-культуры: будучи близким по звучанию рок-музыке, этот стиль приобрел огромную популярность среди молодежи, превратил расту из народно-религиозного движения в модный музыкальный стиль. Отдаленной основой регги стали многочисленные африканские мотивы. В середине 50-х годов из их смешения возникли ска (уличный вариант самодеятельной поп-музыки), рок-стеди (прямой предшественник регги), сока (смесь калипсо и диско) и некоторые другие направления. Регги использует весьма ограниченное число тем при обилии песенных текстов. Любое нововведение принимается в штыки. Так, Боб Марли до сих пор порицается за введение «эстрадного инструмента» и «опошление духовной музыки». Ведь музыкант регги должен презирать эстраду, где развлекают и зарабатывают деньги, ибо он больше, чем музыкант, он — мессия, проповедник великих истин.
Продолжение следует... |